При обеспечении деятельности предприятия весомые издержки несёт автопарк: топливо стоит достаточно дорого. По этой причине важной задачей руководства является контроль топлива, то есть слежение за расходом и предотвращение хищений, которые, увы, нередки в российских реалиях до сих пор. Сделать это можно разными способами.
Установка GSM/ГЛОНАСС-трекеров
Такие системы могут полностью контролировать маршрут движения транспортных средств, диспетчер может анализировать информацию о покупке топлива на АЗС и т. д. Соответственно, если расход топлива на одном и том же маршруте увеличился, то либо транспортное средство неисправно, либо водитель совершил хищение.
Использование специальных устройств
- CAN-модуль. Монтируется непосредственно в бак автомобиля. Работает при помощи CAN-шины. Может передавать на компьютер информацию об уровне и расходе топлива. Стоит дёшево, однако погрешность его показаний доходит до 15%, что очень много.
- Расходомер. Устанавливается непосредственно на топливную магистраль. Преимущества датчика — малая погрешность (1-2 %). Недостаток — высокая изначальная стоимость и дороговизна обслуживания.
- ДУТ (датчик уровня топлива). Предназначен для отслеживания изменений при заправках и сливах. Подключается непосредственно к бортовому компьютеру. Недостаток — высокая стоимость.
Что касается нетехнических методов контроля, то он только один — нормы, прописанные в рекомендациях Минтранса. Но эффективность подобного метода весьма сомнительна, особенно в крупных городах вроде Москвы: если попасть в серьезную пробку, то за рабочий день можно потратить и недельную норму топлива.
В целом для эффективного контроля лучше принимать комплексные решения. Оптимальный вариант — установка ГЛОНАСС/GPS-трекера вместе с каким-либо датчиком.